В списке пяти человеческих чувств обоняние нередко считается «третьестепенным», уступая по важности зрению и слуху. Но исследования нейробиологов доказывают, что это не так. Способность к восприятию запахов тесно связана с нашими эмоциями, а также в значительной мере влияет на вкус (в этом на личном опыте смогли убедиться те, кто уже переболел Covid-19). А значит, набирающие популярность диффузоры с успокаивающими парфюмерными композициями и автомобильные ароматизаторы, повышающие бдительность водителя, — не просто дань моде и прихоть гедонистов-миллениалов.
Хотя феномен влияния ароматов на мышление зафиксирован в литературе давно (достаточно вспомнить знаменитые мадленки Пруста), научное обоснование он получил только в XXI веке, когда американские биологи Линда Бак и Ричард Аксель открыли механизм распознавания запахов (в 2004 году они получили за это Нобелевскую премию). С тех пор ароматерапия и аромакология — молодая наука, изучающая влияние запахов на эмоциональный фон и психологическое состояние человека — находятся под пристальным вниманием косметических и фармацевтических компаний. Все потому, что функциональный, а не эстетический подход к отдушкам может стать новой вехой в истории косметической промышленности.
В Японии, где понятие «красота» всегда подразумевало баланс между телом и мозгом, запахам традиционно уделяют особое внимание. Компания Shiseido, например, занимается исследованиями в области ароматерапии и аромакологии с 1984 года. Одна из ключевых концепций марки — усиление эффекта косметических средств с помощью расслабляющего или, наоборот, тонизирующего действия тщательно продуманной отдушки. Поэтому антицеллюлитные средства Shiseido пахнут цитрусами и перцем, ночной уход — фиалкой, а антивозрастные продукты — «антистрессовым» сладким апельсином.
Тем же путем пошел и английский бренд The Nue Co. При создании отдушек для кремов и лосьонов его специалисты опирались на исследования, в течение пяти лет проводившиеся в Женевском университете совместно с парфюмерным концерном Firmenich. Так на свет появились успокаивающие и балансирующие средства с древесными, травянистыми и дымными нотами, а осенью марка готовит запуск «функционального» парфюма с запахом леса. Эта идея перекликается с японской концепцией синрин-йоку, «купания в лесу», суть которой сводится к целебным прогулкам по опушкам и вдыханию влажных ароматов хвои, листвы и травы.
Словом, исследования, доказывающие, что запахи леса снижают стресс и способствуют мышечному расслаблению, а ароматы цитрусовых, распыленные в офисном помещении, повышают продуктивность сотрудников более чем на 50%, перестали интересовать одних только нейробиологов. «Косметика с функциональной отдушкой отвечает главному бьюти-тренду последних лет, многофункциональности», — подчеркивает директор направления красоты тренд-агентства Peclers Paris Люсиль Готье-Брауд. Современные покупатели с энтузиазмом реагируют на средства 2 или 3-в-1, поскольку в условиях кризиса и тренда на разумное потребление они позволяют покупать меньше. Кроме того, аромакология симпатична очень широкому кругу потребителей, от поклонников нетрадиционной медицины и альтернативных оздоровительных практик до фанатов биохакинга и тех, кто следит за последними достижениями нейробиологии.
Немаловажен и тот факт, что исследования механизмов воздействия запахов на здоровье человека только начинаются. Например, в 2014 году ученые выяснили, что клетки кожи кератиноциты не только обладают собственными обонятельными рецепторами, но и «используют» их для заживления ран и порезов. То есть, чтобы запах воздействовал на кожу, он не обязательно должен распознаваться носом. Это открывает практически бескрайние просторы не только для врачей, занимающихся регенеративной медициной, но для косметологов, озадаченных вопросами замедления старения.
Последние комментарии