Начало XX-го века. На фоне декаданса в разных видах искусства происходит революция, спровоцированная во многом бурным развитием науки и техники. Стремление художников-авангардистов создать новый художественный язык, способный выразить быстро меняющуюся картину мира, привело их к теоретической научно-исследовательской работе. В каждую переломную эпоху, когда происходят поиски новых принципов художественного языка, возникает некая фигура, формулирующая программу в суггестивном варианте. Эта программа затем способна развёртываться на протяжении нескольких столетий. В начале XX-го века такой фигурой был Казимир Малевич.
Начав с импрессионизма, он, будучи самоучкой, с поразительной быстротой освоил сезанизм, наивное искусство, иконопись и другие стили, а затем создал своё направление абстрактного искусства, которое назвал супрематизмом.
В 1914 году была написана очень примечательная картина, названная «Частичное затмение», купить картину маслом же можно благодаря интернет магазину. Среди достаточно абстрактных форм находится изображение Моны Лизы, под которым Малевич помещает вырезку из газеты с надписью «квартира передаётся». Трудно утверждать, насколько он осознавал это, но получалось, что действительно в некотором смысле, квартира искусства передавалась от Леонардо к Малевичу, поскольку итальянец определил развитие художественного языка на многие столетия вперёд, вплоть до его разрушения, начатого Малевичем.
Что должен изображать художник: мир видимый или невидимый? Искусство Древнего Египта апеллировало к вечности, античность обратилась к окружающему миру и человеку, средневековая культура отринула античный реализм, эпоха Возрождения реабилитировала его.
Леонардо претил образ мысли, работающий только на мысль и не имеющий действенного выражения. Леонардо считал себя в первую очередь инженером и учёным. Впрочем, его открытия в математике и анатомии, помогли оформиться стройной живописной системе с линейной перспективой и соответствующим изображением человека. Улыбка «Джоконды» стала границей, отделившей Эпоху гуманизма от Средневековья. В «Моне Лизе» Леонардо сумел как в манифесте своей художественной системы выразить свою главную задачу, как он её видел. А он видел задачу живописца в следующем: живописец должен писать человека и состояние его души. А вообще, неплохо было бы ещё и найти формулу состава души человека.
Как формула или икона стиля «Джоконда» занимает такое же место в истории искусства, купить картину и работу «Чёрный квадрат» можно и сегодня только в исполнении репродукции. Количество интерпретаций огромно. Леонардо всюду возил с собой изображение Моны Лизы и вешал над изголовьем кровати, а Малевич никогда не расставался с образом квадрата.
До создания «2-го христианского цикла» Малевич почти десять лет не занимался живописью, а только теоретическим обоснованием своего учения. Он писал: «Удалился в образ мысли и буду излагать, что увижу в бесконечном пространстве человеческого черепа».
Леонардо после долгих живописных опытов понял, как возникает схумата — своеобразная дымка между зрителем и изображённым предметом. Она основывалась на пересечении естественного света и того, что излучается предметом. Пересечение этих двух источников света даёт тончайшие светотеневые переходы, которые не различимы невооружённым глазом. Поэтому приём не использовался кем-либо, кроме великого Леонардо. Аналогично, невозможно подражать Малевичу, какие бы прекрасные ученики у него ни были. Поскольку то, как живут его геометрические формы в метафизическом пространстве, внутренним зрением способен был видеть лишь он один.
«Мы только тогда можем ощутить пространство, если оторвёмся от земли» — пишет Малевич. Леонардо очень хотел построить свой первый летательный аппарат. Он первым смог объяснить, почему небо имеет синий цвет. Небесная синева имеет свой тон благодаря толще освещённых частиц воздуха, которые расположены между землёй и находящейся темной частью к верху. Он верил: кто знает всё, тот и может всё. Только бы узнать, и крылья будут.
Последние комментарии